8 (800) 600-05-36

Режим работы:
09:00-18:00

Позвонить 8 (800) 600-05-36
Назад в блог и новости

Регистрация коллективного товарного знака

Коллективный товарный знак – это товарный знак, используемый для обозначения товаров или услуг, производимых или реализуемых лицами или компаниями, входящими в определенное объединение.

Обычно коллективный товарный знак является собственностью ассоциации или группы организаций. Любой участник такой группы имеет право использовать данный товарный знак при условии соблюдения заданного стандарта качества товара или услуги, а также соблюдения условий использования товарного знака, которые разработаны и приняты ассоциацией.

В таком перечне обычно указываются:

  • описание и характеристики продукта;
  • уровень качества продукта, критерии и методы контроля качества;
  • порядок и условия использования коллективного товарного знака;
  • санкции, которые последуют за неправомерными действиями в отношении использования коллективного товарного знака.

Помимо коллективного товарного знака, каждая из организаций группы может зарегистрировать и использовать собственный товарный знак.

НО! Право владения коллективным товарным знаком НЕ может быть передано другому лицу, компании или группе компаний.

Правовой статус коллективного товарного знака

В общем и целом, правовой статус коллективного товарного знака схож с правовым статусом индивидуального. Они имеют общие условия охраноспособности, способы защиты и гарантии, сроки правовой охраны и порядок продления этих сроков. Правовые особенности коллективного товарного знака описываются в ст.1510 и ст.1511 ГК РФ.

Как зарегистрировать коллективный товарный знак

К заявлению на регистрацию коллективного товарного знака должен быть приложен устав коллективного знака, разработанный участниками данной группы организаций. Он должен содержать:

  • наименование организации, которая хочет зарегистрировать коллективный товарный знак на себя как на правообладателя;
  • перечень компаний, которые имеют право использовать данный коллективный товарный знак;
  • убедительно описанная цель регистрации коллективного товарного знака;
  • перечень единых характеристик качества, внешнего вида, способа реализации или другие характеристики товаров, которые будут производиться или реализовываться под коллективным товарным знаком;
  • подробно описанные условия использования коллективного товарного знака всеми участниками группы;
  • положения о порядке и способах контроля использования коллективного товарного знака участниками группы;
  • положения об ответственности за нарушение устава коллективного товарного знака, где прописаны сами возможные нарушения и санкции, которые за ними последуют.

Данный устав должен быть принят всеми участниками ассоциации или группы организаций.

В остальном процедура регистрации практически не отличается от процедуры регистрации индивидуального (обычного) товарного знака. Требования к уникальности такие же строгие, процесс такой же долгий, проверки такие же тщательные.

Еще одно различие заключается в том, что в графе правообладателей прописано несколько организаций, а также отличаются размеры госпошлин.

Основные этапы регистрации все те же:

  • Сбор документов, формирование и подача заявления, оплата государственных пошлин.
  • Формальная экспертиза для установления степени уникальности знака.
  • Конкретная экспертиза знака, проверка документации.
  • Одобрение заявки и внесение в Реестр Роспатента или отказ и вынесение дополнительных требований и запросов, исправление ошибок.
  • Выдача свидетельства о регистрации товарного знака.

Плюсы и минусы коллективного товарного знака

Плюсы.

  • Возможность для организаций, осуществляющих тесное сотрудничество, производить и реализовывать совместные товары или услуги, совместно находясь под правовой защитой.
  • Возможность выпустить общий товарный знак при нежелании использовать индивидуальный товарный знак одного из участников группы.
  • Обладание равными полномочиями в использовании товарного знака. Законодательство РФ не предполагает совладения товарным знаком, а при регистрации коллективного товарного знака, правами на него обладает объединение, а не все его участники по отдельности.

Минусы.

  • На этапах регистрации к коллективным товарным знакам предъявляются дополнительные требования в Роспатенте, что может усложнить и продлить процесс регистрации и увеличивает вероятность отказа.
  • На группу компаний возлагаются обязанности по контролю соблюдения устава коллективного товарного знака, а также повышается внимание к качеству производимых товаров. Санкции за нарушения предусмотренных положений достаточно серьезные.
  • Ограничена оборотоспособность товарного знака, т. к. нельзя заключить лицензионное соглашение или договор о присвоении коллективного товарного знака одному из участников группы и переквалификации его в индивидуальный.
  • Существует вероятность досрочного прекращения охраны коллективного товарного знака в случае несоблюдения качества производимых товаров или других нарушений принятого устава.

Примеры коллективных товарных знаков

  • «Прима» (№ 207234 в Реестре) – ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром».
  • «Боржоми» (№ 204325 в Реестре) – ассоциация содействия производству и реализации минеральной воды «Грузинское Стекло и Минеральные Воды».
  • «AKVIST» (№ 383239 в Реестре) – ассоциация компаний по реализации стройматериалов «АКВист».

Варианты регистрации товарного знака

На организацию

Самый распространённый вид регистрации товарного знака. О нем мы подробно рассказали в цикле статей, посвящённом защите интеллектуальной собственности (товарных и торговых знаков; полезных моделей; изобретений; промышленных образцов и т.д.).

На ИП

Процедура регистрации товарного знака на ИП практически не отличается от процедуры регистрации товарного знака для ООО. Может понадобиться меньше документов, несколько быстрее может пройти экспертиза. Часто ИП пытаются регистрировать знак самостоятельно, в надежде на менее сложный процесс, чем в ООО. Но во избежание траты времени и нервов даже ИП рекомендуется обращаться к профессионалам.

На физическое лицо

Российское законодательство не предусматривает возможность регистрации товарного знака на физическое лицо, так как он предполагает владение правами на интеллектуальную собственность организации или индивидуального предпринимателя.

Исключением для этого закона станут граждане других стран. Если в стране, гражданином которой является физическое лицо, разрешена регистрация товарного знака на физическое лицо, знак возможно будет зарегистрировать и в России.

При наследовании прав на интеллектуальную собственность, зарегистрированный товарный знак может перейти к физическому лицу только в том случае, если оно зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. То же самое касается передачи прав на коммерческой или безвозмездной основе.

Правительство Российской Федерации утвердило 24 пункта, касающиеся защиты интеллектуальной собственности, они будут рассмотрены в течение 2021 года. Один из пунктов – законопроект о том, чтобы ввести возможность регистрации товарного знака для самозанятых и физических лиц. Если итоги рассмотрения будут положительными, закон вступит в силу к концу 2021 года.

А пока вы можете зарегистрировать товарный только будучи индивидуальным предпринимателем, организацией, ассоциацией или группой компаний.

Почему мы

В компании «Деловой партнёр» работают квалифицированные юристы, специализирующиеся на интеллектуальном праве. У нас есть множество успешных кейсов и восторженных отзывов довольных клиентов, которые защитили свою интеллектуальную собственность с нашей помощью.

  • Проверим ваш знак и дадим рекомендации по доведению его до уникального.
  • Подготовим документы и отправим заявку.
  • Возьмём на себя все взаимодействия с Роспатентом.
  • Защитим вас в случае необоснованного отказа.

Наш рекорд в регистрации товарного знака – 3 месяца 28 дней!

Другие статьи